Научно-популярные книги Камчатки

Раздел "Научно-популярные книги Камчатки" камчатской электронной библиотеки включает: познавательные книги, брошюры, буклеты о Камчатке, написанные в основном в форме документальных рассказов, занимательных историй, бесед, очерков.
Авторы — камчатские историки, вулканологи, орнитологи, ботаники, ихтиологи, экологи, этнографы и другие ученые-популяризаторы, а также краеведы, журналисты, путешественники.

Рудич К. Н. Плутон бежит из ночи

Рудич, К. Н. Плутон бежит из ночи / К. Н. Рудич ; [автор фотографий Ю. В. Ванде-Кирков  ; обл. худож. Н. В. Марковой ; график-иллюстратор А. А. Гвоздева]. — М. : Недра, 1980. — 112 с. : ил. — Библиогр.: с. 106.

В книге рассказывается об очень редком событии на Земле — о рождении новых вулканов. Это произошло на Камчатке — на Толбачикском (Толбачинском) доле в 1975–1976 годах, во время так называемого Большого трещинного Толбачикского (Толбачинского) извержения.

Начинается книга с рассказа о Камчатке — об истории ее открытия, об особенностях камчатской природы, а в конце книги для интересующихся Камчаткой дается список литературы разной тематики (история, топонимика, вулканология).

В книгу включен словарик терминов. Отдельным блоком помещены черно-белые фотографии Большого трещинного Толбачикского извержения (автор фотографий Ю. В. Ванде-Кирков).

Содержание книги "Плутон бежит из ночи":

• "Предисловие";
  • "Камчатка и ее особенности":
    • "Камчатка. Почему она так названа?";
    • "Что предшествовало открытию Камчатки";
    • "Ландшафты Камчатки";
  • "Плутон бежит из ночи":
    • "Что такое вулканы?";
    • "Рождение Толбачикских вулканов на Камчатке":
      • "Новые Толбачикские вулканы" — также даны картосхемы: "Шлаковые конусы и лавовое поле Северного прорыва Большого трещинного Толбачикского извержения. По Ю. В. Ванде-Киркову", "Шлаковый конус и лавовое поле Южного прорыва Большого трещинного Толбачикского извержения. По А. И. Цюрупа (с некоторым упрощением)";
      • "Вулканические продукты Толбачикских вулканов" — также дана картосхема "Местоположение Большого трещинного Толбачикского извержения в 1975–1976 гг. (Северный и Южный прорывы)";
    • "Другие действующие вулканы Камчатки" — также дана карта "Размещение активно действующих вулканов и гидротермальных источников на Камчатке":
      • "Ключевская группа вулканов" — рассказано о вулканах этой группы и об их соседях (Шивелуч, Ключевской, Безымянный, Плоский Толбачик, Комарова, Кизимен, Гамчен, Кроноцкий, Крашенинникова, кальдера Узон, Кихпиныч, Малый Семячик, Центральный Семячик, Бурлящий, Карымский, Жупановский, Дзензур);
      • "Авачинская группа вулканов" — рассказано о вулканах этой группы и о некоторых других (Авача, Коряка, Вилючик, Мутновский, Горелый, Ксудач, Желтовский, Ильинский, Кошелева, Камбальный, Ичинский);
    • "Прогноз вулканических извержений";
    • "О созидательной роли вулканов";
  • "Послесловие";
  • "Что можно прочитать еще о Камчатке" — библиографический список (9 наименований);
  • "Словарь терминов" — объяснение некоторых геологических терминов (37 словарных статей).

Подписи к фотографиям (Большое трещинное Толбачикское извержение 1975–1976 годов):

• "Одна из систем трещин перед прорывом и выходом раскаленного магматического расплава на поверхность. Северный прорыв";
  • "Столбообразное пепловое облако над вторым конусом Северного прорыва";
  • "Самая активная стадия второго конуса Северного прорыва трещинного Толбачикского извержения. Слева — фумаролы третьего конуса, с права — виден первый конус";
  • "Одновременное извержение второго и третьего конусов Северного прорыва. Справа — первый конус";
  • "Лавовые фонтаны из образовавшейся трещины. Слева видно продолжение трещины. Северный прорыв";
  • "Пепловые выбросы из кратера конуса Южного прорыва";
  • "Конус Южного прорыва. На переднем плане лавовые потоки и останцы конуса начального этапа извержения";
  • "Конус Южного прорыва трещинного Толбачикского извержения с образовавшейся вокруг него «пустыней». На дальнем плане — парение над истоком лавы";
  • "Вулканическая бомба Южного прорыва";
  • "Вулканическая бомба Южного прорыва. Такие бомбы характерны для вязкой лавы";
  • "Кусок горной породы, запеченный в лавовой корке. Своеобразная вулканическая бомба. Северный прорыв";
  • "Фейерверки извергающихся раскаленных частиц над вторым конусом (ночной снимок). Северный прорыв";
  • "Исток глыбовой лавы у подножия конуса Южного прорыва";
  • "Фронтальная часть глыбового лавового потока. Южный прорыв";
  • "Лавовый поток Северного прорыва (центральная часть). Хорошо видна парящая поверхность лавового потока. На дальнем плане (в центре) облаком пепла окутан второй конус";
  • "Наступление лавового пока на лесную растительность; часть потока движется по «лунному» ландшафту. Поверхность потока сложена шипообразными обломками. Северный прорыв";
  • "Передняя (фронтальная) часть лавового потока. Он движется по засыпанному шлаком и пеплом полю, образуя на нем морщинистый вал. Северный прорыв";
  • "Один из участков жидкой лавы; выдавливание жидкого расплава через трещины остывшей корки. Северный прорыв";
  • "Поверхность лавового потока гавайского типа по фарватеру. Южный прорыв";
  • "Стеклянные нити на сводах лавовых пузырей, насыщенных газами. Южный прорыв";
  • "Начальная стадия образования лавы с канатной поверхностью. Южный прорыв";
  • "Фрагмент жидкой лавы с канатной поверхностью в середине потока. Южный прорыв";
  • "Морщинистая поверхность лавового потока. Южный прорыв";
  • "Волнистая лава, несколько припорошенная пеплом. Южный прорыв";
  • "Лавовый бугор на лавовом потоке. Огромные глыбы, уже немного остывшие, переносятся лавовым потоком. Южный прорыв";
  • "«Корабли» (части конуса) на поверхности лавового потока. Южный прорыв";
  • "Шарообразные бугры на лавовом потоке. Далее видны поток вязкой лавы и конусы Северного прорыва";
  • "Характер поверхности лавовой речки у ее истока. Южный прорыв";
  • "Там, где прошел грязевой поток (начало). Северный прорыв";
  • "Последствия мощного грязевого потока, который прошел по лесной растительности. Северный прорыв";
  • "Зияющие трещины, из которых в начальную стадию еще не поступают продукты извержения. Северный прорыв";
  • "На переднем плане — трещина, предваряющая выход лавы на поверхность. На заднем плане на одной из подобных трещин уже происходит выжимание лавового потока (видна парящая поверхность лавы). Северный прорыв";
  • "Широкая трещина, вдоль которой поднимаются парогазовые выделения и выжимается лава. На дальнем плане в одной из трещин заметно фонтанирование лавы (разбрызгивание). Северный прорыв";
  • "Трещина в древнем шлаковом конусе 1004, из которой излился первый лавовый поток. Это одно из наиболее эффектных явлений, которое произошло при этом извержении. Северный прорыв";
  • "Кратер Плоского Толбачика до трещинного Толбачикского извержения. Снимок сделан в 1967 г.";
  • "Кратер (кальдера) Плоского Толбачика, заснятого в 1977 г. (с той же точки), но уже после обрушения, как следствие трещинного Толбачикского извержения. Хорошо виден контур обвала по ледяной кромке";
  • "Извержение вулкана Безымянного в 1977 г. В центре снимка — короткий лавовый поток на внешнем склоне конуса Новый".

Автор книги: Кирилл Никифорович Рудич, вулканолог.

Скачать камчатскую книгу:

К. Н. Рудич. Плутон бежит из ночи. Формат PDF, 9,5 Mb.

Резанов И. А. Великие катастрофы в истории Земли

Резанов, И. А. Великие катастрофы в истории Земли / И. А. Резанов ; Акад. наук СССР. — Изд. 2-е., перераб., доп. — М. : Наука, 1980. — 176 с. : ил. — (Серия "Человек и окружающая среда").

Книга рассказывает об известных современной науке и предполагаемых крупных катастрофах, в результате которых менялись очертания морей и континентов, рельеф и климат нашей планеты. Грозные события, происходившие в разные периоды истории Земли, возможно, оказали определенное влияние на ее геологическое развитие. Характеризуя причины возникновения катастроф, автор обращается к вопросам современной геологии, геофизики, метеорологии, биологии, истории. Настоящее издание переработано и дополнено новыми материалами.

Для камчатских читателей особый интерес вызовут главы "Вулканические извержения" и "Цунами" — с рассказами об извержении камчатского вулкана Безымянного 30 марта 1956 года, признанном самым сильным извержением XX века, и о разрушительных цунами, пришедших на Камчатку в результате сильных землетрясений 1737 и 1952 годов.

• "Предисловие";
    • "Гибель Помпей";
    • "Извержение Тамбора";
    • "Взрыв Кракатау";
    • "Смертоносная туча";
    • "Самое сильное извержение XX века" — об извержении камчатского вулкана Безымянного 30 марта 1956 года; также даны фотографии: "Извержение вулкана Безымянного (30 марта 1956 г.). Миллионы тонн распыленной взрывом лавы подняты на высоту до 45 км (фото В. А. Ерова)", "Вулкан Безымянный после взрыва";
  • "Землетрясения":
    • "Первая сейсмическая катастрофа в Европе";
    • "Землетрясение длиной в три года";
    • "Землетрясение в Мессине и Калабрии";
    • "Погребенные лессом";
    • "Разрушение столицы Японии";
    • "Самые сильные землетрясения";
  • "Цунами" — в том числе о цунами на Камчатке в 1737 и 1952 годах;
  • "Тропические циклоны";
  • "Максимальная сила геологической катастрофы";
  • "Гибель Атлантиды";
  • "Был ли всемирный потоп?";
  • "Воздействие человека на природные процессы":
    • "Прогноз землетрясения";
    • "Служба оповещения о цунами";
    • "Защита от вулканических бедствий";
    • "Возможность предотвращения встречи астероида с Землей";
    • "Предотвращение селей".

Автор книги: Игорь Александрович Резанов.

Бянкин В. В дальневосточных морях

Бянкин, В. В дальневосточных морях : [сборник очерков] / В. П. Бянкин ; худож. В. П. Трофимов. — Владивосток : Дальневост. кн. изд-во, 1981. — 240 с. : ил. — Прилож.: с. 227–238.

Сборник очерков, в которых в популярной форме рассказывается об истории исследования и освоения Дальневосточного побережья России, начиная с 1860-х годов. Особо подчеркивается роль в заселении необжитых пространств русского морского торгового флота. Рассказывается о людях, стоявших у истоков русского торгового судоходства на Дальнем Востоке, о судах, плававших под русским флагом, о задачах, которые решал транспортный и промысловый флот.

• "Введение";
  • "Яков Лазаревич Семенов — первый гражданский житель Владивостока";
  • "Судоходство по реке Раздольной";
  • "Первые промышленно-транспортные суда Приморья и их владельцы" — о некоторых судах второй половины XIX века, сыгравших заметную роль в освоении и развитии русского Дальневосточного побережья, и о таких известных исторических лицах, как Отто Васильевич Линдгольм, Алексей Федорович Филиппеус, Фридольф Кириллович Гек, Аким Дыдымов;
  • "Морское пароходство М. Г. Шевелева" — о Михаиле Григорьевиче Шевелеве, о первом русском морском пароходстве "Шевелев и К о", об организации в 1880-х годах регулярного пароходного сообщения на Дальнем Востоке — на линиях: Владивосток — Николаевск-на-Амуре и Владивосток — Шанхай — Ханькоу;
  • "Владелец острова" — об Алексее Дмитриевиче Старцеве, политическом деятеле в Китае и русском предпринимателе, который в 1891 году купил земли острова Путятина (расположенного под Владивостоком) и провел грандиозную работу по сельскохозяйственному и промышленному освоению острова;
  • "Пионеры прибрежного рыболовства в Приморье";
  • "Первые ледоколы во Владивостокском порту";
  • "Исчезнувшее пароходство" — о деятельности Морского пароходства Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД);
  • "Судьба пароходства, созданного моряками" — о русском пароходстве на Тихом океане — "Товариществе пароходных предприятий на Дальнем Востоке" (называемом также "Обществом прапорщиков", "Пароходством прапорщиков"), основанном в 1905 году;
  • "Морское пароходство графа Г. Г. Кейзерлинга";
  • "Флот, созданный народом" — о Добровольном флоте;
  • "Владивостокское морское общество";
  • "Русский морской торговый флот и заселение Дальнего Востока";
  • "Владивостокский морской торговый флот";
  • приложения:
    • "Список Морского пароходства КВЖД к началу русско-японской войны 1904–1905 гг." — в списке 20 судов, для каждого приведены данные: год постройки, вместимость, скорость, дата захвата неприятелем или гибели;
    • "Данные о судах, переданных правительством России «Товариществу пароходных предприятий на Дальнем Востоке»" — в списке 8 судов, для каждого указаны три названия: первоначальное (до покупки правительством России), во время плаваний под флагом Морского ведомства России и полученное при передаче "Товариществу пароходных предприятий на Дальнем Востоке", а также указаны год постройки, вместимость, мощность машины, длина и ширина судна;
    • "Список судов, время в пути и количество переселенцев, следовавших морем из Одессы на Дальний Восток с 1883 по 1891 год";
    • "Количество переселенцев, перевезенных судами Добровольного флота из Одессы во Владивосток с 1883 по 1901 год";
    • "Годы основания некоторых населенных пунктов Приморья" — в списке 113 населенных пунктов;
    • "Переселение на Дальний Восток морским путем с 1883 по 1892 год" — для каждого года указаны количество переселенных семей и человек;
    • "Состояние причального фронта Владивостокского торгового порта на 1 января 1923 года" — для каждого причала указано место расположения, владелец, длина, время постройки, состояние, характер использования.

Автор книги: Валентин Петрович Бянкин, кандидат исторических наук, капитан дальнего плавания.

По югу Камчатки

По югу Камчатки / [авт. текста В. Семенов ; фото Л. Лукьяненко  ; худож. Е. Гордиенко ; по зак. Камч. обл. совета по туризму и экскурсиям]. — М. : Центр. рекл.-инф. бюро "Турист", 1979. — [20] с. : ил.

В брошюре описаны несколько туристских маршрутов выходного дня, организованных Камчатским бюро путешествий и экскурсий. Места посещений — ближайшие к Петропавловску-Камчатскому вулканы и термальные источники. Рассказывается об объекте посещения, протяженности маршрута, ходе проведения экскурсии. Текст иллюстрирован цветными фотографиями.

Содержание брошюры "По югу Камчатки":

• "Вулкан Авачинский" — о вулкане, о двух путях, по которым возможен подъем к его кратеру в хорошую погоду, и о том, что можно посетить в окрестностях вулкана, если погода не позволяет совершить восхождение на вершину;
  • "Вулкан Козельский" — о вулкане, о маршруте к его кратеру и о маршруте на западный склон — к леднику Козельскому;
  • "Налачевские горячие источники" (в других источниках — Налычевские) — о долине реки Налачевой (Налычевой), находящихся в долине термальных источниках (Краеведческие, Таловские, Шайбинские, Желтовские, Горячереченские и группа Котел) и о нескольких маршрутах от расположенной в долине турбазы к горячим и теплым источникам долины, а также к холодным углекислым источникам в истоках реки Шумной;
  • "Паратунские горячие источники" — о селе Паратунка, Нижне-Паратунских, Средне-Паратунских, Верхне-Паратунских, Карымшинских горячих источниках и о лечебных грязях озера Утиного;
  • "Сопка Острая" — о наивысшей точке Южно-Быстринского хребта — сопке Острой и о подъеме на ее вершину;
  • "По речке Водопадной" — о походе через северную часть Южно-Быстринского хребта к речке Водопадной и ее нескольким водопадам и порогам;
  • "Сопки Вачкажец и Летняя Поперечная" — об этих сопках, являющихся западной оконечностью Южно-Быстринского хребта, об их ледниковых цирках и о походе на склоны сопки Летняя Поперечная и на сопку Вачкажец, с посещением озер Кедровое и Тахколоч;
  • "Начики" — о сопке Начикинское зеркальце, Начикинских горячих источниках и их целебности, о нескольких коротких маршрутах, которые можно совершить от Начик (среди них — подъем на сопку Начикинское зеркальце, посещение Начикинского озера, сопки Перлитовой, сопки Вачкажец, реки Плотниковой, долины реки Сокоч);
  • "Малкинские минеральные источники" — о лечебных Малкинских горячих источниках, о походах от них в Начики, к подножию Ганальского хребта и на Пущинские горячие источники, а также о Малкинском холодном углекислом источнике;
  • "Ганальский хребет" — о центральной части Ганальского хребта — Ганальских Востряках, их наивысшей вершине — пике Юрчик, об окрестностях реки Вахтан Ганальский, озерах и о походе к этим озерам, в том числе к озеру Большому;
  • "Пущинские горячие источники" — о местоположении Пущинских горячих источников, их целебности и об однодневном маршруте от источников в верховье реки Средний Кашкан.

Мы живем на Камчатке (книжка-картинка для детей)

Мы живем на Камчатке: книжка-картинка [для ст. дошк. и мл. шк. возраста] / [сост. и худож. Михаил Беломлинский ; автор предисл. Святослав Сахарнов]. — М. : Дет. лит-ра, 1979. — 20 с. : ил. — (Моя Родина — СССР).

Книга, предназначенная для дошкольников и младших школьников, составлена из писем и рисунков детей, которые живут на Камчатке. Ребята в своих письмах и рисунках с любовью и теплотой рассказывают о своем крае.

• предисловие (автор Святослав Сахарнов);
  • "Петропавловск-Камчатский":
    • письма (авторы Володя Минаев, Дима Анисимов, Вадим Ганчук, Женя Кравцов);
      • "Камчатка" (автор Саша Волковой, 10 лет);
      • "Памятник морякам" (автор Сережа Хорошенко, 15 лет);
      • "Бухта" (автор Костя Федоров, 13 лет);
      • "Наш город" (автор Витя Бирюков, 12 лет);
  • "Палана — камчатский поселок":
    • письма (авторы Наташа Гринько, Игорь Иванов, Алена Нутелкут, Игорь Глазун, Таня Хелол);
      • "В тундре" (автор Андрей Никульшин, 14 лет);
      • "Олени" (автор Юра Хелол, 7 лет);
      • "Рыбаки" (автор Таня Хелол, 10 лет);
    • рисованные портреты, озаглавленные: "Эти ребята живут в Палане, в Корякском национальном округе" (художник М. Беломлинский):
      • "Алена Нутелкут";
      • "Корякский танец" (автор Марина Воронова, 15 лет);
      • "Отбившийся от стада" (автор Валерий Ягонов, 12 лет);
      • "У юрты" (автор Саша Есин, 13 лет);
        • "Валя Кихляп";
        • "Виталий Запороцкий — ительменский художник. Он преподает в Паланской художественной школе";
  • "Вулкан":
    • письмо (автор Миша Евсюков);
      • "Вулкан" (автор Сережа Толкунов, 10 лет);
      • "Скала Три Брата" (автор Костя Федоров, 13 лет);
      • "Проводы" (автор Игорь Гужов, 12 лет);
  • "Командорские острова":
    • письма (авторы Павел Правдошин, Вера Яськина, Тамара Пешкова);
    • рисунки:
      • "Памятник командору Берингу в селе Никольском" (автор Майя Ситникова, 11 лет);
      • "Берег моря" (автор Варя Тетрар, 9 лет);
        • "Павел Правдошин — алеут. Он учится в школе-интернате";
        • "Юра Соленко";
  • "Никольское":
      • письма (авторы Таня Пасенюк, Виталий Ценин, Сергей Толкунов, Олег Воскребенцев);
        • "У моря" (автор Женя Белоусов, 13 лет);
      • "Борис Кузьмин тоже работает на лежбище";
  • "Приезжайте к нам":
    • письмо (автор Оля Хорошева);
      • "Ожидание" (автор Люда Хелол, 15 лет);
      • "Утро" (автор Дима Гарницкий, 13 лет).